Апр 01, 2018

Журнал «Автограф» №4

1 (7)

Трагедия в Кемерове заставила редакцию задуматься: кому мы доверяем свою жизнь в общественных местах. как отличить профессионального охранника от «любителя» и чего стоит ожидать от людей в черном в чрезвычайных ситуациях, мы говорим с Александром Богдановым, генеральным директором частного охранного предприятия «БУМЕРАНГ».

Когда возникает реальная угроза жизни и здоровью посетителей заведения, что обязан предпринять сотрудник охраны на посту?

Есть определенный алгоритм действий для подобных ситуаций. Первое, что должен сделать сотрудник охраны, это оповестить ближайшую пожарную часть. В общественных местах обязательно установлены системы оповещения — это или ручной пожарный извещатель, или автоматический сигнал передачи на пульт 01. Затем нужно принять меры по эвакуации людей из помещений. Пожарные выходы должны быть открыты и ни в коем случае не заблокированы, завалены. При возникновении ЧС двери открываются либо автоматически, либо они не заперты вовсе — тогда за ними установлено видеонаблюдение. Но закрывать их на замок мы не имеем права по той причине, что при возгорании мы не сможем вывести людей — начнем искать ключи от этих дверей, вскрывать опечатанные тубусы — все это трата драгоценного времени. Организовать эвакуацию, открыть все выходы, проконтролировать, не допустить паники, вызвать дополнительные силы, спасти людей, предотвратить мародерство, дождаться сотрудников полиции, пожарной, спецслужб, информировать их и оказывать содействие — это должностная инструкция любого сотрудника ЧОП.

То есть отсюда следует и ответственность сотрудника?

Его ответственность прописана в должностной инструкции и в договоре, в рамках которого он осуществляет охрану на объекте. Если прописано «охрана жизни и здоровья граждан», то мы имеем право с полной строгостью спросить, почему охранное предприятие не организовало охрану жизни и здоровья граждан. Была ли лицензия у этого предприятия, достаточно ли квалифицированы сотрудники? Ведь это лицензируемый вид деятельности, под который прописана своя должностная инструкция.

А как обычным посетителям заведений понять, что перед ними профессионал, что в случае чего он спасет?

Грамотный сотрудник, который не бежит первым из горящего центра, который дорожит своей работой, человеческий фактор. Понять это можно только в экстремальной ситуации. Но у каждого сотрудника ЧОП должны быть документы, подтверждающие его право нести службу на объекте. Росгвардия предъявляет жесткие требования к лицензированию охранной деятельности, наше предприятие по всем семи видам охранных услуг сегодня имеет лицензии. Помимо квалификации конкретного сотрудника тут важен еще целый ряд других моментов — мы говорим о комплексном подходе к вопросу. Чем выше квалификация, чем выше техническая оснащенность охранной системы объекта, исправность системы пожаротушения, тем выше уровень безопасности.

Насколько сложными объектами являются торговые центры с точки зрения охраны?

Это объекты повышенной сложности. С большим количеством посетителей, несколькими уровнями, выходами. Как минимум, на этаже должно быть по два сотрудника охраны. Но опять же, этажи бывают разные — сотрудники охраны должны быть в визуальном контакте, экипированы средствами радиосвязи, должны видеть все и постоянно находиться на своем участке. Но из своей многолетней практики я знаю, что любой заказчик пытается сэкономить, уменьшая количество сотрудников охраны и их квалификацию. В ряды попадают случайные люди, которые там работать не должны. Ведь это служба, связанная с риском для здоровья и жизни, там должны работать только профессионалы. И, в частности, трагедия в «Зимней вишне» показала, что ни служба охраны, ни сотрудники центра не были готовы к подобным событиям. Налицо незнание плана действий, мер и схемы эвакуации, скорее всего, не было необходимого количества людей на этажах. Идеально, когда организация берет под охрану торговый центр еще на этапе строительства или ремонта здания. В этом случае они знают это здание с нуля — где какие ходы, помещения, коммуникации.

Вы как руководитель охранного предприятия обсуждаете с клиентами оснащение объекта?

Да, мы говорим о том, что, например, на системе противопожарной безопасности экономить нельзя. Должна исправно работать система вентиляции, дымоотсосы, пожаротушение. Ведь так или иначе/все это контролируется обслуживающими организациями и охра предприятиями. В качестве примера клиника «Добрый доктор курируем этот объект уже 12 лет, и за эти годы у нас не было ЧП, которые угрожали бы здоровью людей — а поточность здесь очень высокая! На объекте работают два наших сотрудника, установлена современная система оповещения, особое внимание уделяется транспортации больных, в том числе и недееспособных. Как правило, к нашим рекомендациям прислушиваются. Ведь трагедию всегда легче предотвратить. Но если мы говорим, что для охраны, например, ночного мероприятия нужно 3 человека, а заказчик желает оплатить только одного, и это явно идет в разрез с безопасностью, мы отказываемся от таких заказов. Но это не значит, что не придут другие предприятия, у которых желание заработать выше, чем желание сохранить собственную репутацию и обеспечить безопасность людей.

Категории: Без рубрики